Tools


Контакты
Close contact layer

Уважаемые посетители! По всем интересующим вас вопросам, касающимся деятельности компании "Сименс" в Российской Федерации, пожалуйста, обращайтесь за информацией:

Цифровое производство

Интеллектуальная инфраструктура

Нефтегаз и энергетика

Комплексные решения

Часы работы центрального офиса:
Понедельник – пятница
8:00 - 20:00

Часы работы почтовой службы:
Понедельник – пятница
10:00 - 17:00


Быстрая навигация

Быстрая навигация
Close site explorer


Столица ФМ (http://stolica.fm/archive-view/9952/), 21  Марта  2014

Развитие региональных производств в России

В программе "Бизнес-класс" с Олегом Дмитриевым Президент Siemens в России и Центральной Азии Дитрих Меллер рассказал о своем видении развития региональных производств в России.

Давайте начнем вот с чего. Этот термин в названии нашей темы – «региональные производства» – что под этим подразумевать, если, так сказать, сейчас нас слушает неискушенный кто-то?

Ну, мы говорим прежде всего о локальном производстве, и понятно, что такие производства организуются не в центре Москвы, а в регионах России, где это удобно, где есть кадры, персонал, логистика. Это одно из стратегических направлений развития нашей компании.

В Россию вы идете по какой причине?

На самом деле, в России мы уже 160 лет. Начиная с 2005 года мы даже говорим о том, что Siemens восстановил здесь промышленную базу, которая была у компании еще в XIX веке. Потом произошла национализация, и после Перестройки мы начали налаживать сервис, а непосредственно с 2005 года строим производство. Сегодня Siemens в России – это компания, работающая со всей цепочкой добавленной стоимости, начиная с производства и заканчивая сервисом. Работа ведется по всем направлениям, включая НИОКР, где ведутся наши разработки. То есть, полноценная локальная компания, если хотите.

Но все-таки, если взглянуть более широко, сейчас в России присутствует, в том числе локально, множество иностранных компаний, насколько, на ваш взгляд, активно происходит эта экспансия? И насколько оправдана она может быть? Я просто к чему клоню: учитывая последние статистические данные, экономика России сейчас переживает не самые лучшие времена.

Я бы сказал так. У нашего бывшего CEO Лёшера есть прекрасная поговорка: «Не пропусти хороший кризис». Поэтому мы в Siemens считаем, что когда ситуация в стране становится немного сложнее, как например в 2008 году, нужно использовать такие моменты. В такой ситуации Siemens, как международная компания, может проявить свою финансовую силу и инвестировать как раз в это время. Я думаю, что рынок в России развивается нормально, конечно, не такими темпами как пять лет назад, но он все равно остается одним из самых растущих рынков в мире, и многие компании очевидно поняли это. Если говорить об увеличении объемов, то в других регионах сейчас с этим сложно, а в России сохраняется довольно высокий спрос. Надо больше работать, подходить интеллигентнее, в том числе в финансировании, использовать все рычаги. Одна из причин, почему мы работаем по локализации – это быть ближе к клиенту. Это важно. Согласитесь, если возникает какая-то проблема, российский клиент не будет звонить в Германию. На месте необходим специалист. Или, допустим, запчасти: они долго экспортируются, оформляются на таможне и так далее. На самом деле, это и культура общения, и язык, и взаимопонимание. Это так не только в России или Германии, но и в Штатах, и в Китае – люди хотят понимать друг друга.

Если говорить подробнее, в каких регионах сейчас представлен Siemens? В каких планируется присутствие и с чем это вообще связано?

В России мы развивались по кластерам. Конечно, мы есть в Москве, но выросли мы из Санкт-Петербурга – первая фабрика Siemens появилась именно там еще в XIX веке. Естественно, там сконцентрировано производство наших электроприводов, там находится большое депо, где обслуживаются «Сапсаны», там же недавно был заложен фундамент новой фабрики Siemens газовых технологий и центра НИОКР. Таким образом, Санкт-Петербург, Ленинградская область – это один кластер. Второй пример – Екатеринбург, Свердловская область. Здесь у нас большой совместное предприятие с группой «СИНАРА» по производству электровозов и поездов «Ласточка». Предприятие называется «Уральские Локомотивы», и это одна из самых больших инвестиций Siemens. Воронежский кластер занимается производством оборудования для российских электрических сетей: это и высоковольтные трансформаторы, и выключатели, оборудование и другие компоненты. В Перми мы образовали «РусТурбоМаш» – это производство больших мегаваттных компрессоров для трубопроводной системы «Газпрома» и других компаний.

Что касается мотивации, в Питере понятно, почему вы оказались, в Екатеринбурге, как вы сказали, у вас совместное предприятие, в Воронеже, насколько я понимаю, тоже использовали какие-то уже имеющиеся производственные мощности? Как вы начали работу там?

На самом деле в Воронеже мы оказались чисто по теории. Там отличная логистика, кадры, поддержка со стороны губернатора. Мы рассматривали несколько площадок в разных регионах и пришли к выводу, что Воронеж устраивает нас больше всего: там и транспорт, и поставщики недалеко. Но подчеркну, одним из важнейших критериев стала поддержка местной Администрации. Так, мы заключили инвестиционное соглашение, после чего чувствовали себя комфортно. В итоге мы построили там завод по производству трансформаторов.

То есть, действительно очень важно, как устанавливается контакт именно на уроне местной власти?

Да, конечно. В период таких инвестиций возникает масса вопросов, начиная от электричества, недвижимости… Поэтому важно, что есть партнер, который быстро и эффективно поможет решить эти вопросы.

Почему выбор пал на Пермь?В Перми находится наш партнер по образованию совместного предприятия «Искра-Авигаз». Конечно, мы проверили все вопросы: и кадровые, и по логистике. Но в Перми мы построили новый цех и наладили производство. Пермь был и остается центром энерго- и машиностроения. То же справедливо и для Екатеринбурга: здесь уже находились мощности нашего партнера, и это центр машиностроения. Мы нашли там удобные условия, в том числе со стороны местной Администрации.

С чем, как правило, с какими основными проблемами сталкивается иностранный предприниматель, когда приходит в Россию?

Нужно иметь определенный подход и определенное понимание российской бюрократии. Есть множество административных и прочих правил, решений… То есть, первое, о чем вы думаете, когда идете в Россию, – это все-таки бюрократия? Ну, она есть и во многих других странах. Например, когда вы идете в Индию, там тоже непростая ситуация. Конечно, всё могло бы быть лучше, быстрее. И на самом деле некоторые регионы, например Воронежская и Свердловская область, где мы работаем, довольно быстро поняли, что иностранный инвестор дает преимущества. Есть потенциал. Много говорят о коррупции, но мы с 2006 года проводим особую политику в компании, мы организуем бизнес в России на чистых основах, и прирост бизнеса на 20% говорит об этой прозрачности. Иногда мешает имидж России. Если приглашаешь специалистов, возникают вопросы, можно ли здесь работать, насколько это удобно. Практика показывает, что эксперты, приезжающие и имеющие поначалу много вопросов, потом остаются здесь надолго. Есть проблема квалификации персонала. Над этим мы много и серьезно работаем. Например, для нашего трансформаторного завода мы искали обмотчиков. Кажется, обычная профессия, но найти хороших специалистов сложно.

Что делать? Обучать самостоятельно или приглашать коллег из-за границы?

Мы начали особую программу вместе с профтехучилищем, пригласили специалистов из Германии и выслали несколько человек на обучение туда, проводим тренинги во время работы. Так что на это нужно обращать внимание, но улучшение инвестиционного климата – это в том числе государственная задача.

Раз уж мы заговорили об имидже страны, имидж России с политической и экономической точки зрения на данный момент скорее негативный?

Если рассматривать Германию или другие западные страны, то я бы сказал, что имидж России там мог бы быть лучше. Здесь много разных аспектов, в том числе политических, экономических. Но, как я уже и говорил, когда люди приезжают сюда, они чувствуют себя довольно комфортно. Конечно, не во всех регионах, например на севере сложнее, но в больших городах можно нормально работать и развивать бизнес. Статистика показывает, что большинство этих экспертов стараются продлевать свои контракты. Так что есть определенный барьер, но когда они приезжают сюда, они его преодолевают.

Поговорим о спецификациях производств, которые Siemens имеет в России. Итак, ключевая – это транспорт. Здесь и «Сапсаны», и «Ласточки» и т.д. Какие еще есть направления работы?

Главное направление – это высокотехнологичное оборудование для здравоохранения, томографы и прочее, а также энергетика, начиная от генерации до распределения электроэнергии и оборудования для нефтегазовой области. Третье важное направление – это промышленность. Оно часто не так заметно, но важно. Это контроллеры, автоматизация, приводы, специальные решения для металлургии и прочего – довольно большой процент работы Siemens. Ну и, инфраструктура, в том числе оборудование для транспорта, конечно. А еще городская инфраструктура, например автоматизация зданий. То есть Siemens сегодня – довольно диверсифицированная компания, но транспорт и энергетика – это главные направления в России, потому что Россия – энергетическая и транспортная держава.

А можете привести конкретные примеры по какой-то из спецификаций?

Безусловно, в проектной сфере транспорта одним из ключевых направлений является работа с РЖД. Это стратегический давний партнер Siemens, и мы уже говорили о «Сапсанах» и «Ласточках», в частности последние производятся локально на базе нашего завода под Екатеринбургом. Также стоит отметить, что вместе с нашим партнером «СИНАРА» мы являемся поставщиков большого количества электровозов для РЖД, причем самых современных. Этот завод производит электровозы, «Ласточки», и его главное отличие в том, что мы локализовали там не только монтаж, но полностью производство целых поездов, наладку. Более того, и это, пожалуй, самое сложное, мы привлекаем сотни поставщиков для этого производства.

Это российские поставщики?

Да, в большинстве своем это российские предприятия, начиная от тележек и колесных пар, алюминиевых профилей, стали и заканчивая сидениями и оборудованием для климатизации. Частично мы построили и свои заводы по поставкам, например под Екатеринбургом есть завод по производству тяговых электроприводов, но есть и некоторые предприятия немецких поставщиков, например компания, производящая тормозное оборудование для электровозов и поездов. Так что база поставщиков – это важно, и мы согласовали с РЖД, что доведем локальное производство «Ласточек» до 80%, что довольно много. Это создает рабочие места не только на наших заводах, но и у наших поставщиков. Образуется, можно сказать, прямая промышленная программа по транспортному машиностроению. Могу сказать, что мы всегда вкладывали большие средства в разработку новых технологий, и сейчас много говорят о новых линиях скоростного движения, например «Москва-Нижний Новгород», «Москва-Казань». На нашем заводе «Уральске Локомотивы» есть все для производства современных подвижных составов, поездов «Сапсанов» и т.д. Не хватает только заказов.

Чувствуете ли вы на локальном российском и глобальном рынке некую конкуренцию? Кто может ее составить вам?

Мы постоянно работаем в условиях конкуренции. Как вы думаете, какова наша доля рынка в России?Процентов 25%.В России мы далеки от этого показателя, 25% – такова наша доля на рынке Австрии, например. В России это что-то вроде 7-9%, максимум 10%. В разных областях эта цифра варьируется – плюс-минус, но потенциал есть. Возьмите для примера московское метро: здесь планируется большой тендер подвижного состава, и мы исходим из того, что все мировые и российские поставщики участвуют. То есть, это будет большой «концерт» всех наших конкурентов.

Любопытно, как проходят такие тендеры? Понятно, что вы выступаете перед заказчиком в борьбе за заказ и пытаетесь показать свои преимущества. Каковы преимущества Siemens, если предположить, что с точки зрения качества и цен все примерно на одном уровне?

Нужно сказать, что Департамент транспорта города Москвы всегда очень интеллигентно подходит к организации и проведению тендеров. С помощью консультантов они оценивают не только стоимость, но и качество, и сервисное обслуживание. Мы ожидаем, что тендер будет не только на поставку вагонов, но так называемый «тендер жизненного цикла»: то есть, поставка плюс обслуживание на 25-30 лет, а также финансирование, тренинг и, может быть, какие-то депо для обслуживания. Это дольно крупномасштабные проекты, и есть перечень критериев, по которым можно это оценить. Одним из них, конечно, является цена. Думаю, что мы с партнерами подготовили хорошее предложение. Мы уже объявили, что в случае победы образуем в Московском регионе локальное производство этих поездов совместно с российскими партнерами, то есть еще одно локальное производство. Здесь участвуют и банки: так, мы находимся в процессе согласования со Сбербанком. Это большое русско-немецкое сотрудничество, и со своей стороны Siemens предлагает новейшие технологии, но и другим партнерам есть что предложить. Так что мы считаем, что это сильная группа.

С точки зрения технологий Siemens все-таки впереди?

Ежегодно мы вкладываем в технологии более 4,5 млрд евро. Это самый большой плюс и актив нашей компании – это инновации и наши сотрудники. Поэтому мы считаем, что нам есть что предложить, в том числе последние технологии.

На ваш взгляд, будущее именно за инновациями и развитием?

На последнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент прямо сказал, что потенциал доходов от нефти, газа и другой сырьевой промышленности стабилен, но рост там уже не такой как в последние годы. Нужно смотреть, где может произойти рост, и тут первое – это, конечно, реальное производство. И в мире, и в России продается то, что востребовано. А что востребовано? Правильно, инновационные решения. Поэтому, да, инновационный путь развития – это очень важное для России направление. Особенно то, что идет в пользу людей, например экологичное производство в области энергетики. В IT-технологии есть новые горизонты, так что инновации – это будущее.Иногда это связано с инвестициями, что не так быстро. Иногда мы ошибаемся – не каждое направление инноваций может быть успешным. Но в целом история Siemens показывает, что это окупается. В мире мы выросли до уровня 80 млрд евро, например.

За историю Siemens в России у вас были ошибки?

Конечно. Например, мы не совсем точно оценили развитие в мире использования в энергетике солнечной энергии. Пять-десять лет тому назад это считалось самым перспективным направлением. Сегодня же существует множество источников, экологичных и эффективных. Безусловно, когда предприниматель работает, без ошибок не обойтись. Но важно достичь такого уровня, когда 4/5 решений правильны.

Вы упомянули, что одним из направлений работы Siemens в России является производство высокотехнологичного медицинского оборудования. Расскажите об этом подробнее.

Siemens – один из мировых лидеров в области производства высокотехнологичного медицинского оборудования: это и компьютерные томографы, и современные ультразвуковые цифровые устройства, рентгеновские устройства, а также современная диагностика, например диагностика крови. Это одно из самых инновационных направлений в последние годы, буквально каждый раз мы совершали прорыв, большой шаг в методике. Конечно, это очень поможет системе здравоохранения. Мы установи достаточно много оборудования, а также занимаемся обучением медицинского персонала. Это важный социальный фактор. Мы построили несколько региональных диагностических центров и планируем продолжать работу на этом рынке. У нас есть региональная сеть сервисного обслуживания. Мы можем оперативно и быстро доставить запчасти и починить оборудование. Это важно для отдельных групп населения. У нас большая программа в России по онкологии, перинатальной медицине. В этом плане в последние годы мы сделали очень много и теперь сместили фокус на эффективном использовании всего этого оборудования. Так что можно сказать, что мы успешно работаем в этой сфере в России и странах ближнего зарубежья, например в Казахстане.

Говоря об эффективности использования техники, снова встает вопрос о квалификации медицинского персонала. Часто встречается такое, что построили учреждение, напичкали его техникой по последнему слову, но никто не умеет с ней обращаться. Эта задача на каком уровне должна решаться, каково ваше видение?

Думаю, что это общественная задача, в первую очередь Министерства здравоохранения – правильно инвестировать не только в оборудование, но и квалификацию врачей. Например, недавно мы слышали о повышении зарплат врачей. В России есть блестящие врачи, которые прекрасно используют наше оборудование как в государственных, так и в частных клиниках. Но это получается не везде, поэтому, конечно, мы занимаемся обучением персонала. Это вопрос кадров и квалификации, и я считаю, что правильно сегодня фокусировать внимание именно на этом, потому что заменить хорошего врача не сможет даже компьютерная томография Siemens.

А как проходит это обучение?

Это совершенно разные формы. Начинается все с информации: мы проводим множество информационных мероприятий, в том числе конгрессов, и за рубежом, и в России. На них мы просто рассказываем о последних достижениях. Конкретный тренинг, обучение персонала происходит чаще всего в России, в отдельных случаях мы приглашаем специалистов в немецкие центры. Есть много партнерств между клиниками в России и Германии. Например, я знаю о таких партнерствах с клиниками в Мюнхене и Берлине. Собственно, есть центры обучения здесь в России. И есть партнерство с Академией наук в Москве: они обучают врачей на нашем оборудовании. Это важная задача.

И потом, мы говорим о высокотехнологичном оборудовании, а высокие технологии постоянно идут вперед.

Это точно, и наши клиенты знают, что Siemens, как и 160 лет назад, является стабильным партнером. В этой области люди просто должны знать, что и через пять лет мы будем здесь и предложим лучшее.

Поговорим о перспективах развития компании Siemens в России.

Я оптимист, и когда президент Siemens, наш глобальный CEO, Джо Кэзер встречался в начале октября с Президентом Путиным, он говорил о инвестициях, и о сращении миллиардной программы инвестиций в регионах, о чем мы говорили. Он сказал примерно так: «Первый миллиард – это довольно сложно второй – гораздо легче». Поэтому для России, особенно в регионах, я вижу большой потенциал. Далеко не исчерпан производственный потенциал, например. Ну, и инновации, энергоэффективность – здесь рынок большой, наша доля, как я уже говорил, 10%, а это значит, что для освоения остается еще 90%. В глобальном масштабе, конечно. никто не сможет сказать, что произойдет в ближайшем будущем, но Siemens довольно прочно стоит на своих позициях, представлен более чем в 190 странах мира. Поэтому мы чувствуем себя довольно уверенно, ведь мы строим стратегию на базе глобальных трендов, таких как потребность в энергетике или экологичность. И если Siemens дает ответы на эти мировые запросы, то думаю, можно оптимистично смотреть в будущее.


Контакты:



Подписаться на новости сайта www.siemens.ru

Нажимая кнопку ОК, вы соглашаетесь с Правилами использования сайта и Политикой конфиденциальности


«Сименс» в Твиттере:

Close share layer

Share this page

Социальные закладки

Сообщества

Новости

Блоги и микроблоги