Tools


Контакты
Close contact layer

Уважаемые посетители! По всем интересующим вас вопросам, касающимся деятельности компании "Сименс" в Российской Федерации, пожалуйста, обращайтесь за информацией:

Цифровое производство

Интеллектуальная инфраструктура

Комплексные решения

Часы работы центрального офиса:
Понедельник – пятница
09:00 - 18:00 (МСК)

Часы работы почтовой службы:
Понедельник – пятница
10:00 - 17:00 (МСК)


Быстрая навигация

Быстрая навигация
Close site explorer


И-Маш (http://www.i-mash.ru/materials/opinions/73978-nauka-dolzhna-vyjjti-za-ramki-institutov-i.html), 23  Ноября  2015

Наука должна выйти за рамки институтов и начинаться уже в школе

Компания «Сименс» уделяет внимание социальным проектам, в том числе, направленным на популяризацию науки среди молодежи. Одной из ключевых инициатив в этой сфере является Всероссийский конкурс для старшеклассников.

В 2015 году он проходит в десятый раз. За это время вокруг проекта сформировалась своя аудитория постоянных участников. К примеру, преподаватель из города Верхний Уфалей Челябинской области Эдуард Красавин со своими подопечными представляет работы уже в течении шести лет. Его воспитанники традиционно входят в пятерку лучших в Уральском федеральном округе. Как заинтересовать школьника наукой, что необходимо предпринять для популяризации технических специальностей и с какими проблемами сегодня сталкиваются юные таланты? Об этом и многом другом – в интервью с Эдуардом Михайловичем.

- Экспертный совет конкурса всегда очень высоко оценивает проекты ваших учеников. Как Вы выбираете темы для исследований?

- В основном, наши проекты технической направленности. Выбор тем, безусловно, зависит от интересов самих ребят. Важную роль здесь также играет актуальность. К примеру, несколько лет мы занимались разработками в области водородной энергетики. Планируем продолжить их и в этом году. В частности, речь идет о создании двигателя на воде. Кроме того, мы активно работаем над исследованиями в области альтернативной энергетики.

- Как Вы считаете, насколько важно заниматься наукой уже в школе?

- Сейчас много говорят о том, что наука должна выйти за рамки институтов и начинаться уже в школе. Это тот ключевой фактор, без которого мы не добьемся успеха в фундаментальных исследованиях. Мне довелось побывать на многих конференциях, в том числе и международных. К примеру, наши школьники постоянно участвуют не только в конкурсе "Сименс", но и в Балтийском научно-инженерном форуме, олимпиадах "Шаг в будущее" и "Созвездие". И все они поступают в ведущие вузы и не испытывают дальнейших трудностей в учебе. Для них курсовые работы – как семечки. Радует, что многие ребята видят себя именно в науке, некоторые из них сейчас учатся в аспирантуре.

- Что, по Вашему мнению, побуждает детей заниматься наукой?

- Во-первых, ребенка не нужно к этому принуждать. Задача, как вы правильно выразились, именно побудить интерес. Во-вторых, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если у него есть желание, то он сам начнет заниматься исследованиями. Были примеры, когда родители заставляли детей, но из этого, как правило, ничего хорошего не выходило.

- Поддерживаете ли Вы связь с учениками, которые начинали заниматься наукой под Вашим руководством?

- Безусловно. Многие ребята, в том числе участники конкурса "Сименс", поступили в ведущие российские вузы. Есть и те, кто решил работать зарубежом, например, в США. Подобные мероприятия очень помогают молодым людям. Участие в них – это не только возможность рассказать о своем проекте широкой аудитории, но и познакомиться с такими же сверстниками как они. Это необходимо для понимания, какие отрасли сегодня популярны у ребят, в каком направлении нужно двигаться, и каков уровень общей подготовки. Воспитывается их ответственность, стремление к научным открытиям, изысканиям, движению вперед. Поэтому мы стараемся часто ездить по регионам и участвовать во всевозможных конкурсах.

- Вы довольны результатами своих подопечных?

- Это сложный вопрос. Лучше всего на него ответит статистика. К примеру, в рамках вашего конкурса "Сименс" два наших школьника заняли первое и второе места. Это в прошлом году, на региональном этапе. Бывало, и по три работы выходило в финал. Мы гордимся, что наш Владислав Логинов в 2011 году занял третье место на федеральном уровне. Нужно понимать, что наши ребята абсолютно из разных школ. Среди них есть и ученики лицеев, гимназий, и общеобразовательных учреждений Челябинска.

- Вы несколько лет курируете проекты участников, помогаете им их реализовать. Что изменилось за последнее время?

- Работы намного серьезнее стали, это я точно могу сказать. Мы сейчас работаем в области криогенной и электронной физики. Это достаточно серьезные области. Пусть там ребята не делают открытий, но, даже экспериментируя и используя полученные знания, они совершенствуется, ведь эти темы не рассматриваются в рамках общеобразовательной программы. Вряд ли в школе можно что-то узнать о плазменных двигателях. А в ходе исследований мы делаем макеты этих плазменных двигателей. То же самое касается и водородной или альтернативной энергетики.

- Как Вы формируете свою группу? Они проходят предварительный отбор?

- Никакого предварительного отбора. Обычно ребята узнают друг от друга. Сейчас занимается 19 школьников. Наукой интересуются не только старшеклассники. Есть и учащиеся 7 и 8 классов.

- Насколько реально заинтересовать работами детей компании или потенциальных инвесторов?

- Были и есть примеры. Одной из наших разработок заинтересовались китайцы. Проект касался переработки шин и использования полученной крошки в дорожных покрытиях. Мы разработали определенную технологию измельчения. Это было 10 лет тому назад, и уже сейчас подобные решения активно используются. К сожалению, сейчас многие ребята уезжают работать в зарубежные научно-исследовательские институты. И это уже становится тенденцией.

- Эдуард Михайлович, что бы Вы хотели посоветовать этим ребятам, которые сейчас готовятся подавать заявки свои проекты на конкурс?

- Успехов! Потому что все участники проходят достаточно серьезный отбор идет, а успех и везение тоже играют в этом определённую роль.

Кроме того, ученик лицея 1502 г. Москвы Олег Зобов, который занял первое место в прошлом году, рассказал о своем участии в конкурсе и о своем видении развития в области робототехники.

- Олег, напомни, чему был посвящен твой проект?

- Я изобрел комплекс, который состоит из робота-манипулятора и 3D-принтера. Особенность системы в том, что принтер позволяет изготовить сам манипулятор и в дальнейшем менять его конструкцию. Манипулятор ничем не отличается от промышленного, кроме размеров. Это уникальное решение, которое позволяет практически каждому школьнику изготовить подобный принтер с минимальными затратами.

- Почему ты выбрал тему моделирования и 3D-принтинга?

- Эти направления очень перспективны. Еще несколько лет назад в мире начался настоящий бум 3Д-печати. Сейчас на таких принтерах можно изготовить практически все. К примеру, на Железнодорожном салоне в Щербинке компания "Сименс" представила такое оборудование для распечатки деталей поездов. Поэтому использование 3D-принтера – это не "музыка далекого будущего".

- Как повлияло участие в конкурсе на твою научную деятельность?

- Подобные конкурсы и участие в них очень полезны. Во-первых, вырабатываются коммуникационные навыки, помогающие при выступлении. Важно понимать настроение аудитории и её реакцию. Также интересно посмотреть, что делают твои сверстники. В-третьих, ты знакомишься с теми, с кем будешь работать в будущем. Это своеобразный научный организм, где собираются молодые изобретатели. Конкурс "Сименс" подталкивает к чему-то большему, а оценка экспертов - это достаточно независимый и нужный взгляд со стороны.

- Олег, ты в этом году заканчиваешь школу. Уже определился с будущей профессией?

- Да, я планирую стать специалистом в области робототехники. Именно поэтому, выбирая вуз, буду ориентироваться на наличие в нем данной специальности. Хочу заниматься индустриальной робототехникой. Эта тема мне близка еще с детства. Свой первый мобильный робот я разработал в 12 лет. Он был похож на небольшую коробочку на колесах, которая имитировала погрузочный робот для конвейера. Сейчас же становятся популярными индустриальные руки-манипуляторы. Думаю, что буду работать именно в этом направлении.

- Ты упомянул, что в 12 лет представил свой первый проект. В этом возрасте дети обычно далеки от робототехники.

- Если честно, в детстве я хотел профессионально играть в гольф. Но поскольку гольф-поле было очень далеко, я придумал себе другое занятие – робототехнику. Здесь, безусловно, помогли родители. Почти все в нашей семье инженеры. Папа и дед в области машиностроения, а мама – инженер-преподаватель. Тем не менее, учусь я в классе не с техническим уклоном, а с углубленным изучением немецкого языка. Вообще, робототехника очень поглощающее занятие: если ты хочешь заниматься чем-то серьезно, нужно посвящать этому много времени. К счастью, в моем лицее 1502 работает лаборатория FABLAB. Это западная модель инновационного центра при школе, где имеется необходимое оборудование (токарный и фрезерный станки, 3Д-принтер и др.). В нашу лабораторию может прийти любой ученик для разработки собственных проектов.

- Как ты думаешь, какие тенденции станут приоритетными в робототехнике?

- Тяжело заглядывать в далекое будущее. Но одно можно сказать уверенно: наука всегда создает что-то инновационное. Вспомним, к примеру, ученых Вернера фон Брауна и Сергея Королева. Они оба двигали одно и то же направление в науке, первый на Западе, второй - в Советском Союзе. И оба пришли к какому-то продукту. Мне тоже интересно заниматься исследовательской деятельностью, которая в конечном итоге позволила бы создать нечто значимое и двигать науку вперед. Что касается тенденций в промышленности, то её охарактеризовал еще в начале прошлого столетия Генри Форд. Это стремление к уменьшению крупных заводов с большим количеством рабочих. Очевидно, что тяжелое машиностроение будет уступать среднему и легкому. В целом, робототехника будет переходить в меньшие рамки. Иначе говоря, роботы будут уменьшаться, а количество предприятий, действующих и использующих автоматизацию, будет увеличиваться. Я думаю, тренд будущего дня – это использование роботов с небольшой грузоподъемностью, которые будут осуществлять вполне несложные механические операции и упрощать производственный процесс.

- В этом году будешь участвовать в конкурсе?

- Я думаю нет, нужно дать возможность другим показать себя. Некоторые ребята участвуют в конкурсе из года в год и занимают призовые места, и они просто не дают шанса другим талантам.

- Олег, что бы ты посоветовал участникам в этом году?

- Здесь мне хочется вспомнить писателя Джека Лондона и его произведение "Время не ждет". И именно этот девиз – "время не ждет" – всегда должен двигать молодыми людьми в их желании добиться успеха в научной сфере.

Беседовали Ирина Виногорова и Евгений Степанов.


Контакты:



Подписаться на новости сайта siemens.ru

Нажимая кнопку ОК, вы соглашаетесь с Правилами использования сайта и Политикой конфиденциальности


«Сименс» в Твиттере:

Close share layer

Share this page

Социальные закладки

Сообщества

Новости

Блоги и микроблоги